Москва и Московская область лидируют по числу успешно функционирущих агротехнологических стартапов

Факторов инновационного развития сельскохозяйственной отрасли регионов России насчитывается большое множество: инвестиционная привлекательность, взаимодействие с ключевыми институтами развития, меры разноформатной поддержки и научный потенциал, популярность агропрофессий и наличие квалифицированных кадров, производственные мощности и регуляторная среда процесса регистрации новых решений.
20 октября 2023г.
0
Скачать JPG

Факторов инновационного развития сельскохозяйственной отрасли регионов России насчитывается большое множество: инвестиционная привлекательность, взаимодействие с ключевыми институтами развития, меры разноформатной поддержки и научный потенциал, популярность агропрофессий и наличие квалифицированных кадров, производственные мощности и регуляторная среда процесса регистрации новых решений.

В частности, вышеупомянутые факторы учитывались Россельхозбанком и «Сколково» при составлении рейтинга инновационности 50-и регионов Российской Федерации в АПК (здесь и далее – «рейтинг инновационности») от июля 2023 года.

Важный критерий «производственной мощности» выражается, в том числе, и в количестве успешно функционирующих на территории того или иного региона высокотехнологичных отраслевых бизнес-структур (стартапов).

На сегодняшний момент в России функционирует 217 агротехнологических стартапов. Целесообразно выделить несколько крупных кластеров в стране, включая центральную и северо-западную части (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), Поволжье, Урал и Сибирь, а также Юг России.

Более половины инновационных агротех-предприятий – а именно 120 (55%) – зарегистрированы в Москве и Московской области. В рейтинге инновационности Московская область занимает 1 место (Москва в качестве субъекта России при составлении инновационного перечня не учитывалась).

В регионе зафиксирован высокий уровень образования и компетенций выпускников лучших технических вузов Российской Федерации, которые часто выступают основателями стартапов. В регуляторной плоскости Москва и Московская область предоставляет значительные льготы, способствующие развитию инновационной среды (освобождение от уплаты налога на прибыль, имущество и добавленную стоимость на протяжении первых 10 лет, а также возмещение таможенных платежей и снижение социальных взносов с 30% до 15%).

Второе место занимает регион Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 11 (5%) технологическими проектами в сфере сельского хозяйства. В рейтинге инновационности Россельхозбанка и «Сколково» Ленинградская область занимает 6 место (Санкт-Петербург в качестве субъекта России при составлении инновационного перечня не учитывался).

На территории Санкт-Петербурга располагается большое число технических вузов. Помимо прочего, в городе функционирует особая экономическая зона, которая привлекла уже более 70 технологических компаний из разных регионов России, в основном работающих в сфере биотеха.

Третьим по значимости регионом в сфере агротехнологических стартапов является Республика Татарстан с семью стартапами (3%). В рейтинге инновационности Республика Татарстан занимает 2 место (после Московской области).

Большинство компаний из этого региона зарегистрированы в особой экономической зоне города Иннополис, где статус резидента обеспечивает уплату всего 1% налога на прибыль вместо стандартных 18% в течение первых 5 лет, при соблюдении определенных критериев. Кроме того, организации, действующие в этой зоне, освобождаются от уплаты налогов на имущество, транспорт и землю.

Далее следует территория Урала и Сибири (Томская, Новосибирская и Свердловская области, а также Пермский край). Дополнительно, в рейтинге инновационности Новосибирская, Свердловская области и Пермский край заняли 10 место, 26 место и 32 место соответственно. В свою очередь, Томская область в перечень 50-и регионов не вошла.

Всего в этом кластере зарегистрировано 19 стартапов (9%) из сферы агротеха. В частности, в Томской области находится множество особых экономических зон, инновационное развитие других упомянутых пространств тесно связано с активной деятельностью производственных и исследовательских центров (в частности, Новосибирского Академгородка).

Весомая часть агротехнологических стартапов базируется на юге России, 20 стартапов (10%), лидером среди этого географического региона является Краснодарский край с 10 компаниями (5%). По степени многокомпонентной инновационности в связке с рейтингом Россельхозбанка и «Сколково» Краснодарский край занял почетное 3 место (после Московской области и Республики Татарстан).

Во многом это заслуга высокого уровня развития сельского хозяйства и влиятельности крупных агрохолдингов, готовых инвестировать внушительные средства в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу с целью повышения общей производительности.

Вместе с тем, в ряде регионов Российской Федерации деятельность агротех-стартапов не осуществляется (или осуществляется в исключительно малой степени). Среди основополагающих причин – вызовы фундаментальные и институциональные.

Ключевой фундаментальный вызов – климатические условия, абсолютно не способствующие развитию сельского хозяйства как такого, например вечная мерзлота, полярные ночи и серьезные внутригодовые перепады температур, неплодородная почва и пр. В дополнение к этому, весомую роль играет сравнительно невысокая численность населения – с этим также связано и отсутствие большого количества высших учебных заведений и НИИ. Еще одна проблема – отсутствие инновационной инфраструктуры, например, инновационных парков, акселераторов и инкубаторов, что создает серьезные препятствия для разработки и коммерциализации агротехнологических решений в регионах. Накладывают определенные ограничения и обширные территориальные пространства, что способствует удорожанию интернет-связи и снижает транспортную доступность).

Главная институциональная проблема, в свою очередь, - отсутствие налоговых и финансовых льгот. На фоне остро ощущаемой потребности в таких стимулах, стартапы неизбежно сталкиваются с экономическими трудностями, повышенными транзакционными издержками и комплексным сокращением производительности труда. Среди дополнительных проволочек – ограниченные бюджетные ресурсы и доступ к отраслевым, целевым кредитным программам.

Вам может понравиться