Удельный вес «миллиардных» агротех-стартапов в сообществе высокотехнологичного бизнеса
По состоянию на апрель 2023 года в мире насчитывалось 1206 стартапов-«единорогов», чья рыночная стоимость составляет или превышает 1 млрд долл.
14 августа 2023г.
0
0
Ошибка отправки
Произошла ошибка при отправке вашей
заявки, попробуйте отправить заново
заявки, попробуйте отправить заново
По состоянию на апрель 2023 года в мире насчитывалось 1206 стартапов-«единорогов», чья рыночная стоимость составляет или превышает 1 млрд долл. Подавляющее большинство таких бизнес-структур работает в сферах финансовых (Fintech) и образовательных (Edtech) технологий, программного обеспечения и сетевых сервисов, искусственного интеллекта (AI), дата-аналитики, здравоохранения, мобильных и телекоммуникационных систем, логистики.
В сегменте агротехнологий «единороги» появились недавно, пару лет назад, и сельхозинновациями занимаются лишь 45 компаний-единорогов.
Почему такая маленькая доля? Почему агротех-стартапы появились лишь недавно, и при этом они крайне редко становятся «единорогами»?
Все дело в специфике ведения сельского хозяйства.
Во-первых, зачастую венчурные капиталисты и бизнес-ангелы психологически не готовы к предельно затяжной возможности получения искомой прибыли. Искусственно оптимизировать естественный (установленный законами природы) агропроцесс не представляется реалистичным: например, 100-дневный цикл выращивания какой-либо сельскохозяйственной культуры просто невозможно сократить. Как следствие, подобное ожидание инновационного «выхлопа» отталкивает потенциальных инвесторов, желающих видеть отдельные промежуточные технологические результаты, оправдывающие их инвестожидания. Очевидно, что сфера сельского хозяйства накладывает определенные ограничения, показатель окупаемости инвестиций (т.е. KPI) полностью идентифицируется лишь в завершающей фазе, когда, в частности, собран урожай пшеницы. Таким образом, стандартная схема вложения денежных средств в инновационный агропроект не работает.
Во-вторых, мировая потребность в сельскохозяйственных инновациях по-прежнему находится на низком уровне. Подобное положение дел обусловлено не отсутствием пользы от агротехнологий (которые, напротив, уже давно доказали свою существенную эффективность), а традиционностью мышления фермеров и сопутствующим недостатком доверия аграриев к новаторским решениям.
В-третьих, для реализации инновационного потенциала продукта необходимы большие сельскохозяйственные ресурсы. Здесь, в первую очередь, речь идет о земельных участках, которые, как правило, значительно удалены от городских агломераций и экономически активных центров. Те же самые инвесторы редко предрасположены к подобным рискам.