С декабря прошлого года foodtech-рынок практически удвоился, а если сравнивать с 2016 годом, то он вырос в 6 раз
Старший аналитик консалтинговой компании Dealroom Айван Драганов рассказал про ключевые тенденции, которые сейчас существуют в плане цифровизации сельского хозяйства: где мы находимся сегодня и какие у нас перспективы на ближайшее будущее.

Компании фудтеха сейчас растут очень быстро. Если мы посмотрим на ведущие 10 foodtech-компании, мы увидим, что в основном они связаны с логистикой и доставкой продуктов питания. Естественно, в прошлом году очень сильно на ситуацию повлияла пандемия. Люди тратят на продукты питания достаточно много денег. Продукты питания занимают 2 место в Европе с точки зрения трат. Поездки и путешествия — это всего лишь 6% от того, что люди тратят, но в случае, например, с Booking.com мы говорим о внушительных миллиардных компаниях. Соответственно, вы можете себе представить, сколько денег должно быть в foodtech.

С декабря прошлого года рынок практически удвоился, а если сравнивать с 2016 годом, то он вырос в 6 раз. Если мы посмотрим повнимательнее, то мы увидим, что основная часть приходится на доставку и логистику, при этом самый большой рост наблюдается именно в agrotech. Мы говорим про $361 млрд. Понятно, что сегмент доставки и логистики намного больше, но темпы роста в нем не такие большие. Более того, венчурные инвесторы делают более активные и более крупные ставки на ранние этапы развития новых компаний agro и foodtech. Если посмотреть на инвестиции на начальном этапе, то они достигают $1, 6 млн. 

Почему agrotech — это важно?

Изменения климата влияют на сельское хозяйство, и наоборот: сельское хозяйство производит большое количество вредных выбросов, а это влияет на изменение климата. Изменение климата, в свою очередь, влияет на урожайность и на стоимость производства. К сожалению, развивающиеся страны несут на себе большую непропорциональную нагрузку, связанную с изменением климата. Основной удар приходится на Африку, Азию и Латинскую Америку, тогда как Европа и Северная Америка оказываются практически не затронуты. Страны, которые в большей степени страдают от изменения климата, вкладывают активно средства в то, чтобы приспособиться к изменению климата. Это США, Франция, Великобритания, Канада. Там достаточно много инвестиций. А страны Африки, Южной Америки получают недостаточное финансирование. Много приходится на Китай, при этом много инвестиций приходится на одну компананию Pinduoduo.

Для того, чтобы сделать сельское хозяйство устойчивым и эффективным, есть несколько слагаемых успеха. Немного подробнее об отдельных сегментах.

Нехватка рабочей силы стала катализатором роста в сфере оптимизации управления сельским хозяйством и его автоматизации. В прошлом году инвестиции в этот сектор достигли рекордных $1,7 млрд, в этом году чуть ниже — $1,5 млрд. 

Есть такие компании, как Naio Technologies, которые помогают бороться с сорняками, помогают внедрять роботизацию и снижать издержки на рабочую силу в сельском хозяйстве. Но здесь, конечно, встает вопрос эффективности. 

Есть такие компании, как Intterra, Gamaya, которые обрабатывают графическую информацию, анализируют урожай и обращают внимание фермеров на те или иные проблемы. 

Есть такие компании, как АгроСигнал, которые помогают фермерам работать более эффективно, помогают им справляться со всей бумажной работой. Кроме того, есть онлайн маркетплейсы, которые помогают фермерам эффективно наладить свой бизнес и снизить издержки. 

Если взять инвестиции в этой области, то начиная с 2016 года они выросли больше, чем в 2 раза и достигли полумиллиарда долларов. С одной стороны, есть маркетплейсы, где фермеры могут закупать необходимое оборудование. С другой стороны, есть компании, которые помогают фермерам сбывать продукцию, продавать ее конечному пользователю и делать это более эффективно. Они сокращают цепочки поставки от производителя до потребителя. Pinduoduo как раз хороший пример такой компании. Они обеспечивают связь клиентов непосредственно с фермером, помогают им покупать пищу напрямую. 

Кроме того, есть такая компания как Misfits Market, которая позволяет сокращать потери. Людям не приходится выбрасывать еду. Есть платформа Свое Родное, которая помогает связывать фермеров с потребителями, чтобы фермеры получали более высокую маржинальность, потому что они могут продавать практически напрямую. 

Важно отметить, что 14% пищи пропадает во время транспортировки. Из-за этого мы теряем $2 млрд выгоды. Чтобы победить эту проблему, нужно обеспечить более надежную и продуманную логистику. Инвестиции в этом году в эту область достигли рекордной цифры: практически $2,5 млрд. И есть эффективные решения, такие как AgriChain, которая позволяет объединить всех стейкхолдеров в единую систему. Мы знаем, где в тот или иной момент находится та или иная партия товара. Есть такие компании как ZoomAgri. Они используют графическую информацию, анализируют и следят за тем, где урожай начинает портиться и помогают организовывать эффективное хранение урожая.

Еще один важный вопрос — сохранение почвы и гидроресурсов. Даже когда у нас есть органическое производство, какой-то вред природе наносится. Поэтому нужны решения, которые позволили бы обеспечивать необходимый уход за почвой и обеспечить устойчивость развития сельского хозяйства. Есть потрясающая компания Agreenа. Это датская компания, которая помогает фермерам оформлять сертификаты и переход на зеленое производство. Это нечто подобное рынку углеродных квот. Это хорошо влияет на всех стейкхолдеров и фермеров, делает их более конкурентными. Это хорошо для инвесторов, так как они могут получить хороший возврат на свои инвестиции. Так что будущие единороги придут как раз из сферы agro и climatetech. Наконец, это хорошо для государства, для органов власти, потому что цепочки поставок становятся надежными. Мы с вами видели во время пандемии, что бывает, когда нарушаются цепочки поставки. Кроме того, это обеспечивает пищевую безопасность. 

Статья будет дополнена ответами Айвана на вопросы зрителей.

Новости и события