Взломать ген подсолнуха для лучшего урожая

Самое интересное из нового выпуска подкаста “Цифровая грядка” со стартапом OilGene
0

Рассказываем вам о самом интересном из нового выпуска подкаста “Цифровая грядка”. В гостях — Рим Губаев, coоснователь стартапа OilGene

О том, как создавали масло и какие есть преимущества у геномной селекции

Ключевыми масленичными культурами в России являются подсолнечник, рапс и соя. Основная культура в мире — соя, в нашей же стране наиболее распространен подсолнечник. Рим рассказал, что изначально подсолнечник культивировали коренные народы Северной Америки несколько тысяч лет назад. Потом подсолнечник попал в Европу в качестве декоративного растения, а дальше люди поняли, что в подсолнухах есть семечки, которые можно употреблять в пищу. А вот как масло подсолнечник начали использовать именно в России: крестьянин Бокарев додумался выжимать масло из семечек. С тех пор в России, да и в большинстве стран восточной Европы люди пользуются подсолнечным маслом.

OilGene использует технологии геномной и маркерной селекции масличных культур в России для большего урожая и качественного продукта. Стартап сотрудничал с Вавиловским институтом растениеводства и Всероссийским институтом масличных культур, а также со Сколково. После того как проект набрал необходимую базу, они решили применить полученные знания на практике. По словам Рима, они пытаются изменить ситуацию на российском рынке: сейчас маркерной селекцией никто не занимается. Поэтому OilGene помогает соевым комплексам и агрохолдингам внедрить инновации в свое производство.

Одно из преимуществ геномной и маркерной селекции — семеноводческая компания выходит на рынок с новым сортом на несколько лет раньше своих конкурентов. Однако эта технология занимает долгое время и стоит очень дорого, поэтому применяют ее только крупные зарубежные компании. У них есть все возможности для того, чтобы внедрить инновации, но немногие компании, особенно в России, могут себе это позволить. Гость эпизода подчеркнул, что одной из особенностей российского агробизнеса является отсутствие у них желания вкладывать деньги в геномную и маркерную селекцию. И, как ни странно, первые инвестиции стартап получил от крупной компании, которая вообще не занимается растениеводством.

Что касается импортозамещения, Рим отметил, что возможно на российском рынке появятся новые продавцы семян из-за ухода европейских игроков. Но здесь стоит помнить, что качество таких семян будет не самым лучшим, а цена будет выше. По сути, у российских компаний и фермеров не будет выбора семян, и иностранные компании, готовые работать в России, тоже это понимают.

О самой технологии

Технология геномной и маркерной селекции нужна для того, чтобы ускорить процесс создания нового сорта или гибрида. Происходит это так: у селекционера есть устойчивый к заболеваниям, но не продуктивный сорт. Другой сорт неустойчивый, но продуктивный. Селекционер хочет получить и устойчивый к заболеваниям, и продуктивный сорт. Далее селекционер скрещивает два растения, потомство оценивают в поле, выбирают устойчивые и продуктивные, после скрещивают их с изначальными сортами, чтобы сделать их еще здоровее. В среднем для получения нового сорта требуется 10-12 лет. Маркерная селекция делает процесс скрещивания быстрее: специалисты OilGene ищут маркер устойчивости и продуктивности в сортах, после скрещивают растения и оценивают устойчивость и продуктивность каждого гена. Благодаря этому можно сократить полевые испытания до 7-8 лет.

Весь процесс селекции проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит фенотипирование растений, в ходе которого ученые получают информацию о фенотипе растения. Фенотип — это совокупность характеристик (например, длина растения — это фенотип). Если говорить про масличные культуры, то OilGene собирает всю полезную информацию (содержание масла, соотношение шелухи и семечка), благодаря которым можно понять, какие сорта лучше выращивать. Второй этап — выборка растений: из всех сортов и линий отбирают культуры с наилучшими показателями. Далее в стартапе изучают генотипы выбранных растений: чем они отличаются друг от друга и какие из них будет лучше вывести.

Среди сложностей, с которыми сталкиваются фермеры сегодня — глобальное потепление. Изменение климата способствует распространению таких патогенов как заразиха, которые убивают урожай. Чем теплее климат, тем больше вероятность распространение таких патогенов. В 50-70-х годах прошлого века произошла “зеленая революция”: ученые селекционировали наиболее здоровые и продуктивные культуры. Благодаря этой революции качество еды сегодня выше, чем в предыдущие года. Благодаря своим разработкам OilGene хочет сделать качество нашей еды еще лучше: как для нас, так и для будущих поколений.

Полный выпуск подкаста можно посмотреть на платформе RSHB DIGITAL, а еще “Цифровая грядка” доступна на стриминговом сервисе Яндекс.Музыка.