

Эксперты Россельхозбанка провели экспертный анализ российского рынка агротехнологий за 2022 год, по итогам которого выявили более 220 стартапов, ведущих инновационную деятельность в отечественном агросекторе и имеющих решение хотя бы на уровне работающего прототипа.
В России в 2022 году число агротех-стартапов увеличилось на 30% по отношению к прошлому году. Такая динамика подтверждает факт наличия релевантных ниш и спроса на агротехнологии, который удовлетворяется стартапами, готовыми разрабатывать и предлагать соответствующие оптимальные решения.
Самым популярным агротех-направлением среди стартапов оказались биотехнологии (более 24% всех стартапов) – технологии, предусматривающие использование живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов для производства веществ и продуктов. По данному направлению выделяются проекты, предусматривающие переработку органических отходов при помощи насекомых (Энтопротек,Имагоинжиниринг и друге), альтернативные способы производства протеина (Zeronix и другие), а также инновационные биопрепараты для повышения эффективности сельского хозяйства (Экоген,Biocraft и другие).
Второе место по распространённости (более 13%) занимают решения сферы «Интернета вещей» (IoT), которая основывается на установке девайсов и сенсоров, способных измерять, передавать и аккумулировать данные, а также взаимодействовать друг с другом по сети. Стартапы предлагают агропредприятиям интеллектуальные системы мониторинга и видеоаналитики для подсчёта анализа поведения животных (Napoleon IT,Connectomi.ai и другие), датчики для отслеживания температуры и влажности почвы (Агропогода и другие).
Третье место досталось технологиям «точного земледелия» (около 12%), которые помогают контролировать внесение разных норм семян, удобрений, гербицидов и других веществ в разные зоны поля исходя из данных, получаемых со спутников, дронов и иных устройств. В данном сегменте стартапы специализируются на разработке цифровых моделей поля (КартаУрожая и другие), картированию урожайности (Gree Growth и другие), сборе аэрокосмических данных (Aerospace-Agro и другие), лазерной стимуляции растений (Новбиотех a > и другие) и направленному внесению удобрений, гербицидов, этномофагов (Flyseeagro и другие).
Четвёртое место (10,5%) занимают системы управления фермами. В данном случае имеется в виду автоматизированны инструментарий хозяйственного менеджмента через приложения, «фреймворки» учёта, регистрации и аналитики. Среди тех кто задействован в этой сфере, - разработчики «цифровых двойников» предприятий (Fishweb и другие), «облачных» продуктов оптимизации процессов в сельском хозяйстве (Добротех и другие) и отраслевых SaaS-сервисов (SmartAgro и другие).
Далее чуть менее распространёнными (9,6%) оказались решения в домене беспилотников, включающие летательные аппараты, планирующие и контролирующие различные этапы сельскохозяйственных операций. Данный спектр технологических решений охватывает дистанционное зондирование, биологическую защиту растений, распознавание сорняков (АссистАгро и иные).
Вертикальные фермы, способные культивировать урожай с использованием закрытых помещений в черте города, эксплуатируя при этом минимально возможный объём ресурсов, заняли 6 место по распространённости в России (8,7%). В данном случае используются гидропонные, аэропонные и аквапонные методики (Местные корни, Городские теплицы и иные).
Следом за ними (6,8%) идёт область робототехники, подразумевающая эксплуатацию автоматизированных устройств, запрограммированных осуществлять объёмный сельскохозяйственный функционал, включающий, например, уборку урожая, уход за животными, лабораторную диагностику (Гемоскан и другие), использование машин без участия человека (Avrora Robitics и другие).
Восьмое место (5,9%) занимают пищевые технологии («фудтех»), интегрирующие цифровые решения в производство продуктов питания. По данному направлению разрабатываются автономные устройства (применяющиеся в быту) для выращивания экологически чистых овощей, а также осуществляется инновационное синтезирование растительных продовольственных аналогов (EvoFood и иные).
Предпоследняя позиция достаётся маркетплейсам (4,6%) – онлайн-площадкам для оборота (продажи и покупки) сельскохозяйственной продукции (Poleplan и другие).
Наименее популярным агротех-направлением в России оказалось выведение новых сортов растений и пород животных (то есть, технологии селекции). Стартапы отрасли DeepTech заняли 4,1% от всего числа стартапов (Ksitest, OilGene и другие).